Размер шрифта:

- А + А

Настройки изображений:

Цветовая схема:

Обычная версия сайта
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Отчет о результатах деятельности управления образования и муниципальных учреждений системы образования за 2014 г.

Отчет о результатах деятельности управления образования и муниципальных учреждений системы образования за 2014 г.

 Одним из основных направлений деятельности системы образования Княгининского района в 2014 г. стало развитие государственно – общественных форм управления как направление развития самостоятельности образовательной организаций. Это один из вопросов развития общего образования в рамках реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Вопрос этот, безусловно, не новый, но требующий серьезного отношения, неформального подхода, понимания необходимости повышения качества и эффективности инструментов государственно-общественного управления образованием.

 Государственно-общественное управление - это тип управления, при котором субъекты, осуществляющие политику в области образования, и образовательные организации осуществляют постоянное взаимодействие в управлении образованием и оказании образовательных услуг с субъектами, представляющими интересы общества и населения, при их ответственном участии в этой деятельности.

 В последние десятилетия в российском обществе утверждаются представления о качественном образовании, как необходимом условии повышения качества жизни граждан и роста экономического потенциала государства. Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества. Без развития общественного участия в управлении образовательным учреждением невозможно достижение нового качества образования, ориентированного на запрос общества.  Каждый из субъектов образовательных отношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, принимать  на себя часть ответственности за результаты образовательной деятельности.

 Важным стимулом к расширению общественного участия в управлении образованием стал Приоритетный национальный проект «Образование» и реализуемый в его рамках комплексный проект по модернизации региональных систем образования, одно из направлений которого -«расширение общественного участия в управлении образованием». Развитие государственно-общественного управления и информационной открытости в общем образовании заявлено в качестве приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг, Указа Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

 В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрен открытый перечень коллегиальных форм и форм самоуправления в образовательной организации, за  которой остается  право определить их перечень, наименование и компетенции самостоятельно.

 На сегодняшний день практика осуществления государственно-общественного управления образованием в районе показывает, что во всех школах созданы Управляющие советы, во всех образовательных организациях действуют педагогические, родительские, ученические органы управления, расширяется прозрачность и открытость деятельности образовательных учреждений через  представление публичных докладов, результатов самообследования, в том числе на сайтах организаций. Развитию системы государственно-общественного управления способствует развитие и совершенствование социального партнерства образовательных организаций. Социальные партнеры содействуют обеспечению оптимальных условий для организации учебно-воспитательного процесса, оказывают содействие в подготовке и организации общешкольных мероприятий.

 Безусловно, главное ради чего необходимо развивать и совершенствовать государственно-общественное управление  - повышение эффективности управления современной системой образования, повышение качества предоставления образовательных услуг, улучшение условий функционирования образовательных организаций.

 Итоги работы системы общего образования района за  2014 год - это результат, который был достигнут совместными усилиями всех участников образовательного процесса.

 В настоящее время в Княгининском районе 19 учреждений, из которых: 13 дошкольных, 3 средние школы, 2 основные школы – филиалы средних общеобразовательных учреждений, 1 учреждение дополнительного образования детей.

 Все образовательные учреждения имеют действующие лицензии, общеобразовательные – свидетельства о государственной аккредитации.

 Необходимо констатировать тот факт, что Ананьенская начальная школа в 2014 г. была ликвидирована. Главная причина ликвидации – низкая наполняемость школы. 1 сентября 2014 года  в школу могли бы прийти лишь 8 учеников с 1 по 4 класс, которые обучались бы одним учителем в 1 классе-комплекте. Это колоссальная нагрузка на учителя при снижении качества предоставления образовательных услуг. В связи с ликвидацией Ананьенской НОШ ученики школы зачислены в МБОУ Возрожденскую СОШ, обучаются в классах возрастной нормы,  для них организован подвоз. С 2014 года дошкольные учреждения были переведены на нормативное финансирование, что привело к реорганизации дошкольных организаций с малой наполняемостью. МБДОУ детский сад «Островок» (наполняемость – 5 детей)  реорганизован в филиал МБДОУ детский сад №2 «Светлячок». Процесс реорганизации будет продолжен и в 2015 году.

 Основную роль в организации подвоза учащихся играет «Хозяйственно – эксплуатационная группа системы образования», которая использует для этих целей 8 транспортных средств различной вместимости. В 2014 году подвоз был организован для 261 учащегося из 21 населенного пункта Княгининского района. Больше всего «иногородних» детей обучается в МБОУ Княгининской СОШ №1 (99 человек) и МБОУ Возрожденской СОШ из 132 - 90 человек.

 Учредитель, управление образования, руководители образовательных организаций, органы  государственно-общественного управления большое внимание уделяют   материально-техническому обеспечению образовательного процесса.  

 В рамках подготовки к новому 2014 – 2015 учебному году  образовательными организациями района направлено: средств местного бюджета на модернизацию материальной базы более 4 млн. рублей; областных средств на закупку школьного оборудования – более 3,6 млн. рублей. На приобретение учебников из областного бюджета в 2014 году выделено 1275,9 тыс. руб., обеспеченность  учащихся учебниками составляет 100 % (родители приобретают только прописи, рабочие тетради).

 С 4 по 14 августа  2014 г. межведомственной  комиссией  была проведена приёмка образовательных учреждений на предмет их готовности к новому 2014 – 2015 учебному году.Большое внимание в ходе приёмки уделялось со стороны надзорных органов вопросам комплексной – антитеррористической, пожарной – безопасности, обеспеченности учреждений технологическим оборудованием, его техническим состоянием в соответствии с установленными требованиями. Оценивалось состояние здания и территории учреждения (качество проведенного текущего ремонта; наличие и состояние ограждения; соблюдение требований по благоустройству территории).

 Во всех образовательных учреждениях силами педагогических работников, техперсонала проведен частичный косметический ремонт учебных кабинетов, игровых комнат, подсобных и хозяйственных помещений, пищеблоков, спортивных и игровых площадок.  Проведены работы по благоустройству прилегающих территорий: выкос растительности, разбивка клумб и цветников, посадка деревьев и кустарников.

  Большой объём работ и качественный ремонт проведён в МБОУ КСШ№1 (капитальный ремонт коридора 3го этажа, замена оконных и дверных блоков), МБОУ КСШ №2 (ремонт спортзала и раздевалок, ремонт кабинетов), филиале МБОУ Возрожденской СОШ МБОУ Озёрской ООШ (ремонт спортзала, рекреаций), МБДОУ детский сад №8 «Калинушка» (ремонт пищеблока, замена системы канализации), МБДОУ детский сад №1 «Теремок» (замена кровли).

 Все учреждения приняты без существенных замечаний и начали новый учебный год в полном соответствии всем требованиям качественного и продуктивного образовательного и воспитательного процесса.

 Во время приёмки подведены итоги районного смотра конкурса, ставшего традиционным  «Детский сад – цветущий сад». Критериям отбора были -  эстетичность, познавательная направленность, безопасность, оригинальность оформления территории. 1место – МБДОУ детский сад «Колокольчик»; 2е – МБДОУ детский сад №1 «Теремок»; 3е – МБДОУ детский сад №3 «Сказка».

 Качество образования наших учащихся во многом зависит от кадрового состава  наших учреждений.

 Создание условий для наращивания кадрового педагогического потенциала образовательных организаций, повышения квалификации и профессиональной компетенции педагогических работников является основной целью управления аттестационным процессом в  системе образования  района.  

 Хороший процент аттестованных по общеобразовательным организациям- 90,2%, организации дополнительного образования (Дом детского творчества)- 100%; изменился, хоть и незначительно, в сторону увеличения, процент аттестованных по дошкольным организациям с 64% до 69%.

 В 2014 году прошли аттестацию 45 педагогических работников, квалификационные категории установлены 25 педагогам, из них  трем- высшая. Это - Петрунина Ирина Алексеевна, Атопшева Ирина Станиславовна - учителя русского языка и литературы МБОУ Княгининской СОШ №1, Политова Светлана Валерьевна, учитель истории и обществознания Возрожденской СОШ. Первую квалификационную категорию получили 22 педагога, прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности 20 педагогов.

 По данным мониторинга, доля педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, от общего числа аттестованных педагогических работников  по району  составляет 8,6%, когда по области  - 14,1%. К сожалению, нам приходится констатировать факт снижения процента аттестованных на высшую квалификационную категорию на 2,6 % по сравнению с прошлым годом.  Задача  вывода педагогов на более высокий профессиональный уровень должна стать приоритетной для каждой образовательной организации. При этом  все участники образовательного процесса должны четко понимать, что  аттестация педагогических работников является важной составляющей образовательного процесса, а понимание педагогами ее смысла и задач определяет достижение качества образования, а значит, и общих результатов деятельности. Умение управлять качеством аттестации - фактор развития системы образования. 

 Педагоги района постоянно повышают свое педагогическое мастерство. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Был разработан,   утверждён и в течение года успешно реализовывался план - график введения ФГОС ДО в  образовательных организациях Княгининского района. В рамках реализации этого плана в 2014 г. 50 педагогов прошли курсовую подготовку на базе Нижегородского института развития образования. Впервые на базе района организованы и проведены курсы для педагогов дошкольных организаций. Это связано прежде всего с введением ФГОС дошкольного образования. Сразу 34 воспитателя (87% от общего количества педагогов) прошли курсы повышения квалификации «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО». Курсы были организованы тьюторской командой под руководством Тесаковой Н.А., заведующей МБДОУ детский сад №1 «Теремок» на базе МБОУ КСОШ №1.

 С целью повышения социального статуса педагогических работников, активизации творческого потенциала учителя, создания условий для повышения профессионализма и мотивации деятельности,  был проведен районный конкурс «Мой лучший урок», в котором  приняли участие 6 педагогов из 4 дошкольных образовательных организаций,  победителем стала Коротова Алла Витальевна, воспитатель МБДОУ детский сад №2 «Светлячок».

 Лучшим педагогам ежегодно предоставляется уникальный шанс получить денежное поощрение за участие в конкурсе национального проекта «Образование». 2 учителя представили конкурсные материалы на получение денежного поощрения лучших учителей Нижегородской области в 2014 году. Это  Волкова Наталья Викторовна - учитель биологии Возрожденской СОШ,  Политова Светлана Валерьевна - учитель истории и обществознания Возрожденской СОШ.

 В этом году зональный конкурс организаторов детского общественного движения в Нижегородской области  «Вожатый года – 2014» проходил в Княгининском районе. Наш район представляла старшая вожатая МБОУ Возрожденской СОШ Хайретдинова Екатерина Юрьевна, руководитель детского общественного объединения «Зеленый парус». По итогам зонального этапа конкурса она заняла II место. В конкурсе педагогов-организаторов организаций дополнительного образования принимала участие Шанина Татьяна Валерьевна. По итогам зонального этапа она стала участницей финала конкурса. Участие в таких конкурсах помогает педагогам оценить свой потенциал, развивает уверенность, даёт стимул к дальнейшей творческой работе.

 В настоящее время важно иметь систему поддержки эффективно работающего учителя. У педагога, имеющего высокие результаты, должна быть высокая зарплата и другие меры поощрения.

 Заработная плата педагогического персонала в среднем по школам  составила 25334 руб.2533, что на 27,7 % выше уровня прошлого года. Заработная плата педагогического персонала в среднем по ДОУ составила 22900 рублей, что на 33,4% выше уровня прошлого года. Заработная плата педагогического персонала в среднем по дополнительному образованию составила 20546 руб., что на 68% выше уровня аналогичного периода прошлого года.

    Приоритетной задачей кадрового обеспечения образовательных организаций района является привлечение молодых специалистов в систему образования.             В рамках областных целевых программ «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области» на 2006-2020 годы, «Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011-2023 годы» в образовательные организации района с 2006 по 2013 год пришли 9 молодых специалистов. Но этого явно недостаточно. С соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в сфере образования Княгининского района Нижегородской области» доля молодых учителей в возрасте до 35 лет в 2018 году должна составить 17,5 %. Сегодня этот показатель у нас в районе составляет 12 %. Это одно из самых низких значений в области. В 2013 году в среднем по области  доля молодых учителей в возрасте до 35 лет составила 21,4 % при плановом показателе 17 %. К 2018 году область ставит задачу увеличить долю молодых педагогов до 24 %. Привлечение молодых специалистов в образовательные организации района (особенно в сельской местности) задача непростая, но решать ее нужно. В определении путей решения проблемы  серьезную роль могут сыграть органы государственно-общественного управления.

 Дошкольное образование в Законе об образовании в Российской Федерации впервые законодательно закреплено как первая самостоятельная ступень образования. У всех ребят дошкольного возраста должна быть возможность хорошо подготовиться к школе. В детском саду, дома, в дошкольной группе при школе, в учреждениях дополнительного образования - формы могут быть разные, но получение дошкольного образования должно быть доступно всем. У каждого дошкольника должны быть равные возможности хорошо начать обучение в школе.

 В настоящее время в  районе функционируют 13 детских садов, которые посещают  523 ребёнка, это больше, чем в 2013 году.

 Потребность населения в услугах дошкольного образования  удовлетворена полностью, т.е. нет очереди на устройство детей в дошкольные образовательные учреждения. Охват детей от 1 до 7 лет дошкольным образованием в районе по данным на 31 декабря 2014 года составляет 72%.

 Родительская плата в 2014 г. составила 850-город, 740-село (в 2013 г. было 800-700), а процент родителей, пользующих льготами по оплате за детский сад незначительно, но увеличился с 18 % до 19%.

 В соответствии с требованиями нового законодательства 96% родителей воспитанников получают компенсацию части родительской платы: 52% родителей получают выплаты на первого ребёнка, 37% - на второго, 11% - на третьего.

        Один из показателей работы ДОУ - пропуски детей по болезни, этот показатель  улучшился за 2014 г.: с 13,6 дня на 1ребёнка до 11,8), особенно мало пропусков, а значит мало болеют дети в детских садах: «Островок» (3,6дня ), «Красная шапочка»- 5,6 дней, «Василёк»-7,5дней. Выше среднего по району этот показатель в детских садах «Колосок» и «Чебурашка».

 В рамках районной программы «Одарённые дети» третий год среди детских садов проводятся районные конкурсы: спортивный «Папа, мама, я- спортивная семья» и музыкальный «Весенние капельки». Основная  цель  таких мероприятий:  пропаганда семейных ценностей,  выявление и поддержка талантливых воспитанников дошкольных учреждений. Самые активные участники этих мероприятий городские сады и сельские:  детский сад №11 «Колосок» и детский сад «Калинушка». Районные становятся самыми любимыми для ребят и их родителей. Районный спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья», впервые  проводившийся в ФОК,  третий год подряд привлекает к участию дружные и спортивные семьи Княгининского района, в этом году их было шесть.  Много новых звёздочек  открывают музыкальные конкурсы. Победителей и талантливых детей вырастили замечательные музыкальные руководители: Колосунина Елена Александровна (МБДОУ детский сад №1 «Теремок»), Баранова Наталья Михайловна (МБДОУ детский сад №2 «Светлячок»), Крюкова Татьяна Владимировна  (МБДОУ детский сад №4 «Улыбка»).

 Одна из проблем в дошкольном образовании: информатизация и компьютеризация деятельности.  Компьютеризация, постоянно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Использование средств ИКТ позволяет сделать сферу образования более открытой для общества. Одним из средств взаимодействия образовательного учреждения с общественностью является сайт учреждения. Сегодня сайт образовательного учреждения – это не только его визитная карточка, но и, в первую очередь, информационный ресурс, транслирующий информацию, обязательную для ознакомления широкой общественностью. Сайт позволяет повысить рейтинг образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. 

        Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду позволяет модернизировать воспитательно-образовательный  процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. У всех ДОО есть выход в Интернет, но часть имеющихся компьютеров требует замены, необходимо приобретать мультимедийное оборудование, дополнительные компьютеры для работы воспитателей и детей

 Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей.

   В общеобразовательных учреждениях Княгининского района в 2014 году обучалось 1040 учащихся (в 2013 году - 1067  учащихся), в том числе на первой ступени обучения -  392, на второй ступени - 520, на третьей ступени – 128. 

    Следует отметить, что сохраняется неутешительная тенденция ежегодного уменьшения общего количества учащихся. В сравнении с 2013 годом количество учащихся  в 2014 году уменьшилось на 27 человек.  Цифра, казалось бы, не очень большая, но для наших учреждений она значима. Надеемся, что в наступающем году эта тенденция будет приостановлена. 1 сентября 2014 года начался учебный год для 126 первоклассников. В прошлом году их было 88 человек.

 Определяющим для модернизации образования является введение в первых, вторых, третьих и с этого года уже в четвертых классах новых федеральных государственных стандартов начального образования. Во всех образовательных учреждениях создана нормативно-правовая база, все учителя прошли курсовую подготовку. Наши педагоги в ходе реализации новых стандартов пересматривают подходы в оценивании работы школьников, находят формы, позволяющие оценивать не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. 

 Важным звеном оценки качества образования является государственная итоговая аттестация выпускников. Для успешной сдачи выпускных экзаменов  необходимо выполнение многих условий: от простого желания ученика получить высокие баллы и оценки до высококвалифицированных кадров и современной материально-технической базы.   

       Особенностью государственной итоговой аттестации 2014 года стало кардинальное обновление нормативной базы, изменение отдельных организационных моментов проведения итоговой аттестации, в частности установка систем видеонаблюдения в пункте проведения единого государственного экзамена, использование металлодетекторов при организации пропуска выпускников в ППЭ.  Существенно изменилась процедура государственной итоговой аттестации выпускников основной школы. Выпускники девятых классов проходили не государственную итоговую аттестацию в новой форме, как в предыдущие годы, они сдавали ОГЭ (основной государственный экзамен). Ушла в историю традиционная форма проведения ГИА.  В соответствии с законодательством с 2014 года для получения аттестата соответствующего уровня выпускникам и девятых, и одиннадцатых классов необходимо было успешно сдать два обязательных экзамена: по русскому языку и математике.

     Государственная итоговая аттестация-2014, проходившая  под лозунгом «За честный ЕГЭ!», в целом объективно показала уровень знаний выпускников школ района.

       К итоговой аттестации за курс средней школы были допущены 58 выпускников (100%). Экзамены по русскому языку и математике успешно сдали все выпускники, освоившие образовательные программы среднего общего образования. В результате государственной итоговой аттестации все 58 выпускников получили аттестаты о среднем образовании. Три княгининских школьника окончили школу с золотыми медалями Нижегородской области «За особые успехи в учении». Все они являются выпускниками МБОУ Княгининская СОШ № 2. Это - Волкова Анастасия, Калашников Павел, Самойлов Артем. Отрадно, что все медалисты успешно поступили в высшие учебные заведения.

       К сожалению, в 2014 году результаты единого государственного экзамена по всем предметам в среднем по району хуже среднеобластных показателей, а также хуже районных показателей 2013 года. При этом существенно ниже,  в сравнении с прошлым годом, результаты ЕГЭ по математике, информатике, физике, литературе, истории, обществознанию.  Следует отметить, что в 2014 году средний балл по области по большинству сдаваемых предметов в сравнении с 2013 годом также снизился.

В рейтинге общеобразовательных учреждений по результатам сдачи ЕГЭ на первом месте по 8 предметам МБОУ Княгининская СОШ № 2. При этом по русскому языку, математике, физике, биологии  выпускники этой школы показали результаты выше среднеобластных (что вполне закономерно с учетом наличия в КСОШ № 2 медалистов). Несколько превысили среднеобластные показатели по обществознанию выпускники Возрожденской школы.

 Лучшие результаты показали: по русскому языку  - 95 баллов,  по математике –    79 баллов, обществознанию, истории – 77 баллов выпускники Княгининской СОШ №2.  Проведенный анализ результатов ЕГЭ показывает, что педагогическим коллективам школ предстоит большая работа над повышением качества подготовки выпускников в 2015 г. 

 9 класс окончили 86 учащихся, из них 2 выпускника специальных коррекционных классов 8 вида.  К сожалению, 1 выпускница МБОУ Княгининская СОШ №1 не была  допущена к экзаменам (воспитанница Детского дома). Все девятиклассники, допущенные к государственной итоговой аттестации с экзаменами справились, получили аттестаты. 3 выпускника 9 классов получили аттестаты об основном общем образовании особого образца (с отличием).

 Одним из важнейших направлений национального проекта «Наша новая школа» является работа с одарёнными учащимися. Она направлена на поддержку таких детей и подростков на уровне района, на внедрение инновационного научно-методического обеспечения процесса обучения одарённых детей, на повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических кадров, работающих с одарёнными детьми.

 В образовательных организациях  района сложилась определенная система работы с одарёнными детьми. С целью развития познавательных интересов учащихся, выявления их способностей и склонностей педагогами организуются занятия, направленные на усвоение учебного материала, не предусмотренного образовательными стандартами, через кружки, факультативы. В  школах района проводятся предметные недели, интеллектуальные марафоны, научно-практические конференции, осуществляют деятельность научные общества учащихся. Что касается управления образования, то в истекшем году продолжала действовать ведомственная целевая программа «Одарённые дети», цель которой создать оптимальные социально-педагогические условия для выявления, гармоничного развития и поддержки одарённых детей в районе и их самореализации.

    Регулярно проводится муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников, в этом году проведено 18 предметных олимпиад, в которых приняли участие 160 ребят. Количество фактов участия  в этом году составило 427. В муниципальном туре принимали участие школьники с 7 по 11 классы. В 2014 году работы 6 учащихся направлялись на региональный этап всероссийской олимпиады школьников. По итогам заочного тура регионального этапа всероссийской олимпиады школьников ученик 11 класса МБОУ Княгининской СОШ №2 Калашников Павел стал участником очного тура  регионального этапа ВОШ по технологии. По окончании Всероссийской олимпиады школьников состоялся районный праздник «Умники и умницы», на котором были отмечены участники, призёры и победители олимпиад.

 Образовательным организациям, методическим объединениям района необходимо вести целенаправленную работу по выявлению и поддержке одаренных детей, считать работу с одаренными детьми приоритетной.  Педагогам есть над чем работать.

 Управление образования исполняет отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан. Приоритетным направлением деятельности является развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение их жизнедеятельности. На территории Княгининского района в настоящее время проживает 156 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе 21 человек - воспитанники детского дома, остальные дети проживают в семьях граждан в разных формах семейного устройства, в том числе: усыновление - 19 детей, опека – 17 детей,  приемная семья – 99 детей. В районе идет постепенное сокращение числен­ности детей, оставшихся без попечения родителей. Так в 2011 году было выявлено 10 детей, в 2012 и 2013 годах - по 3 ребенка,  в текущем году – 1. Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, передаются в семьи опекунов, попечителей, приемных родителей. Число граждан, желающих принять на воспитание в семью ребенка, не уменьшается. С сентября 2009 года на базе ГКОУ Княгининский детский дом функционирует "Школа подготовки и сопровождения замещающих родителей "Солнышко". За время работы Школы обучение прошли 30 кандидатов в замещающие родители.  Дети, оставшиеся без попечения родителей, выявленные в других районах, направленные на воспитание в детские дома, находят своих новых мам и пап среди жителей Княгининского района. В текущем году 6 воспитанников Княгининского детского дома были переданы на воспитание в семьи. Принцип «ребенок должен жить в семье» воплощается в жизнь.

 В районе проводится работа по воспитанию у детей здорового образа жизни и профилактике асоциального поведения подростков. Количество  детей и подростков, состоящих на внутришкольном учете, в 2014 г. – 26 человек. Занятость детей во внеурочное время составляет 77%. Наиболее востребованы кружки физкультурно-спортивного направления. Вся профилактическая работа направлена на обеспечение занятости несовершеннолетних, что уменьшает вероятность вовлечения их в негативную среду обитания.

 Рост вложений в укрепление материально-технической базы наших учреждений связан не только с желанием сделать их более комфортными. Есть еще один не менее важный вопрос - это вопрос безопасности. На 2014 год в рамках районной целевой программы «Пожарная безопасность Княгининского района на 2014-2016годы» освоено 241,4 тыс. руб. на улучшение противопожарного состояния образовательных учреждений. Средства программы идут в основном на техническое обслуживание АПС, заменены двери двух запасных выходов, в двух учреждениях проведены проверки сопротивления изоляции электропроводки.

В соответствии с требованиями действующего законодательства по пожарной безопасности все образовательные организации нашего района оборудованы устройствами вывода сигнала программно-аппаратных комплексов от существующих систем АПС объекта защиты в подразделения пожарной охраны. На эти работы затрачено более 1,6 млн. руб.

В рамках районной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма Княгининского района на 2012 – 2014 годы» в 2014 году установлены системы видеонаблюдения в МБОУ Возрожденская СОШ, в четырех городских детских садах. В каждом учреждении установлено по 5 видеокамер. Общий объем финансирования – 215 тыс. рублей. Проведены работы по инженерно-технической укрепленности территории детского сада «Улыбка» - частичная замена ограждения, объем финансирования 478,9 тыс рублей.   Летом 2014 года продолжалась установка ограждения МБОУ Возрожденская СОШ -освоено 180 тыс. рублей.

Огромное внимание уделяется вопросам сохранения здоровья учеников. На здоровье школьников влияют условия обучения, в частности организация питания в школах.

За прошедший 2014 год процент охвата школьников горячим питанием повысился с 79% до 80%. Охват учащихся питанием по классам: 92% - дети с 1-4кл., 68% с 5-11кл. Это средний показатель за последние три года. По-прежнему остается невысоким процент охвата горячим питанием учащихся городских школ. Большая часть питающихся - дети младшего и среднего школьного возраста, старшеклассники питаются в основном в школьных буфетах.

Питание городских школьников организуется только на родительские средства, а в сельских школах удешевление питания осуществляется и за счёт выращенных овощей на пришкольном участке. Принимая во внимание всю вышеуказанную информацию, администрациям школ необходимо принять меры по увеличению охвата горячим питанием школьников, обратив особое внимание на охват горячим питанием учащихся 5 – 11 классов. При этом ориентиром на 2015 год должен быть показатель не ниже 82%.          

Управление образования обеспокоено ситуацией с детским травматизмом, сложившейся в образовательных организациях района по итогам 2013года и в 2014 г. За последние три года число пострадавших в результате несчастных случаев  выросло с  14 детей в 2011 до 17 в 2013году и в 2014 г. осталось на высоком уровне. Настораживает тот факт, что участились случаи травматизма детей во время образовательного процесса. За первое полугодие 2014года зафиксирован 1 случай  детского травматизма во время образовательного процесса, на перемене ученики пятого класса в коридоре устроили потасовку – в результате один ребёнок получил закрытый перелом правого предплечья, также в 1 полугодии зафиксирована смерть ребёнка – инвалида, учащейся школы  после длительной болезни. В летний период произошло дорожно – транспортное происшествие по вине и с участием учащегося, ехавшего на велосипеде, ребёнок получил лёгкие ушибы.

На фоне улучшения в 2012 году  основных показателей травматизма в целом и, в частности, детского дорожно-транспортного травматизма, отмечается тенденция к самоуспокоенности и снижению активности проведения профилактической работы с несовершеннолетними и их родителями.

    Наша задача сохранить и преумножить здоровье детей,  обеспечить безопасные условия организации образовательной деятельности  в соответствии с нормами и правилами техники безопасности, существующими санитарными правилами и правилами пожарной безопасности. Также необходимо усилить контроль за соблюдением безопасности образовательных учреждений, за  организацией профилактической работы с детьми по предупреждению детского травматизма, подвоза детей автомобильным транспортом.

 Существующая в районе система дополнительного образования остается бесплатной, а значит доступной для всех желающих заниматься в 81 кружке и секциях школ  района и учреждении дополнительного образования. Занятость детей в них составила 108 %. В том числе по линии МБОУ ДОД Дом детского творчества была организована работа 28 объединений с охватом детей в количестве 369 человек.

 Одним из показателей результативности воспитательной работы и системы дополнительного образования является участие в конкурсном движении. Учащиеся практически всех школ  принимают участие в различных  конкурсах, становясь призерами и победителями. Можно остановиться лишь на некоторых: 1 место и 2 место в областном конкурсе декоративно-прикладного творчества «От истоков до наших дней» в номинации «Стилизация» (рук. Смирнов Евгений Николаевич, Николаева Валентина Владиславовна); два 1 места в областном конкурсе исследовательских и проектных работ «Юный исследователь» (рук. Волкова Наталья Викторовна); 1 место в зональных и 3 место в финальных соревнованиях по мини-футболу в рамках общероссийского проекта «Мини-футбол в школу» (рук. Гусев Николай Анатольевич, Евтина Наталья Александровна); победитель 1 тура областного конкурса «Я читаю Гайдара! Я рисую Гайдара!» (рук. Тюлина Светлана Владимировна); финалист областного конкурса творческих работ «С малой родины начинается Россия» (рук. Тюльнева Ирина Сергеевна). Всего в   областных конкурсах, фестивалях,  соревнованиях   приняли  участие более 80 обучающихся. Итоги участия детей в областных конкурсах были подведены на районном празднике «Одаренные дети».

 В целях реализации государственной политики  в сфере отдыха и оздоровления детей в Княгининском районе проведена летняя детская оздоровительная кампания 2014 года. Различными видами отдыха и занятости было охвачено более 100 % детей. Практически во всех образовательных организациях были организованы прогулочные группы, походы, экскурсии, трудовые звенья. На организацию отдыха и оздоровления детей были выделены денежные средства из областного и местного бюджетов сумме 1 млн. 365 тыс. руб.

 Подводя итог выступлению, необходимо отметить, что система образования района не стоит на месте, развивается. Происходит развитие, совершенствование, повышения качества и эффективности инструментов государственно-общественного управления образованием.

 Вместе с тем, можно выделить следующие основные проблемы в практике расширения общественного участия в управлении образованием:

- сохраняется недостаточная активность и заинтересованность общественности в работе органов государственно-общественного управления -  инициатива вовлечения общественности в управление образованием исходит преимущественно от образовательных организаций, что в корне неправильно;

- работа органов государственно-общественного управления зачастую осуществляется в ситуации ожидания инструкций сверху;

- реализация Управляющими советами стратегических задач  управления школой ограничивается недостаточной финансово-хозяйственной самостоятельностью школы.

 Важно, чтобы на практике возможность влияния родителей и общественности на образовательную политику и деятельность образовательных учреждений не была формальной. Органы государственно-общественного управления должны иметь реальные полномочия для принятия решений по ключевым вопросам, затрагивающим интересы потребителей образовательных услуг, вопросам функционирования и развития образовательных учреждений. 

 Необходимо, чтобы образовательное учреждение действительно стало приоритетом социума, чтобы цели и содержание  его деятельности, равно как и характеристики конечного продукта задавались обществом, включая его различные группы, бизнесом и государством. А это невозможно без активнейшего участия в выработке и реализации образовательной политики школы основных реальных участников образования – учащихся, педагогов, родителей, работодателей.